Профстандарты

Что такое профессиональный стандарт и для чего он нужен

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ).

Под применением профстандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:

·         при приеме на работу для определения квалификации работника;

·         при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;

·         при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;

·         при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;

·         при разработке штатного расписания для определения наименования должностей.

Профстандарты нужны чтобы определить квалификацию работника и обязанности по соответствующей должности. При этом профессиональный стандарт – более подробный документ, чем квалификационный справочник.


Локальные нормативные акты по 

применению профессиональных стандартов в ДОУ

Приказ№ 57 от 20.08. 2019.  «О создании рабочейгруппы по внедрению профессиональных стандартов в образовательной организации».

Положение о рабочей группе

План по организации применения профессиональных стандартов.

Комплекс мер (дорожная карта) по внедрению профессиональных стандартов в МАДОУОнохойский детский сад «Колобок» на период с августа по декабрь 2019 года.Приказ № 57 от 20.08. 2019 г.

Список профессиональных стандартов подлежащих применению 

Наименование Профстандарта

Возможные наименования должностей

Утверждающий документ

Профессиональные стандарты педагогических работников

Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

Воспитатель

Учитель

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016)

Инструктор-методист

   

Инструктор по физической культуре

Приказ Минтруда России от 08.09.2014 N 630н

Профессиональные стандарты непедагогических работников

Бухгалтер

Бухгалтер.

Главный бухгалтер

Приказ Минтруда России от 22.12.2014 N 1061н  (Зарегистрировано в Минюсте России 23.01.2015 N 35697)

Повар

Помощник повара.

Младший повар.

Повар.

Шеф-повар.

Бригадир поваров.

Заведующий производством.

Управляющий производством

Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 610н (Зарегистрировано в Минюсте России 29.09.2015 N 39023)

Слесарь домовых санитарно-технических систем и оборудования

Слесари-сантехники и слесари-трубопроводчики

Монтажник санитарно-технических систем и оборудования 2-го, 3-го разряда

Монтажник санитарно-технических систем и оборудования

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 декабря 2015 г. N 1076н

Рабочий по комплексной уборке территории, относящейся к общему имуществу в многоквартирном доме

Дворник

Рабочий комплексной уборки 2-го разряда

Приказ Минтруда России от 21.12.2015 N 1075н

 

Слесарь-электрик  

Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования

Приказ Минтруда России от 17.09.2014 N 646н  (Зарегистрировано в Минюсте России 08.10.2014 N 34265)

Специалист административно-хозяйственной деятельности

Заведующий хозяйством

Приказ  Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02.02.2018 г. №49н

Няня

Младший воспитатель

Приказ  Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.12.2018 г. № 769н

Законодательные и нормативные акты, регламентирующие применение профессиональных стандартов

▪ Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ

- Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта

- Статья 195.2. Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов

- Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов

- Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников, по направлению работников на прохождение независимой оценки квалификации

▪ Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- ч.1 ст.46. Право на занятие педагогической деятельностью

-ч. 1,2 ст.52. Иные работники образовательных организаций

▪ Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона Об образовании в Российской Федерации»

▪ Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального  стандарта «Педагог (педагогическая  деятельность в сфере дошкольного,  начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 №30550);

Приказ Минтруда России от 08.09.2015 №613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 №38994);

▪ Приказ Минтруда России от 08.09.2015 №610н «Об утверждении профессионального стандарта «Повар» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.09.2015 № 39023);

▪ Приказ Минтруда России от 06.05.2015 №276н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.06.2015 №37509);

▪ ПИСЬМО Минобрнауки РФ от 12.05.2016 №09-1086 «О ЕДИНЫХ ПОДХОДАХ К ПОДБОРУ И НАЗНАЧЕНИЮ КАДРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»;

▪ ПИСЬМО Минобрнауки РФ  от 10.08.2015 №08-1240 «О КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»;

▪ ПИСЬМО Минобрнауки РФ  от 03.03.2015 №08-241 «О переносе срока применения профстандарта педагога»;

▪ Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 №584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»;

▪ Комментарий к постановлению Правительства РФ от 27.06.2016 № 584;

▪ ИНФОРМАЦИЯ Министерство труда и социальной защиты российской Федерации от 10.02.2016  «О применении профессиональных стандартов в сфере труда»;

▪ ПИСЬМО Минобрнауки (Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи) РФ от 12.02.2016 №09-ПГ-МОН-814 «О рассмотрении обращения»;

▪ «Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов» (вместе с «Информацией Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов»);

 


Официальный сайт ПРОФСТАНДАРТПЕДАГОГА.РФ

ПРОФСТАНДАРТПЕДАГОГА.РФ

Профессиональный стандарт воспитателей

Источник: https://www.resobr.ru/article/63328-qqq-18-m11-professionalnyy-standart-vospitateley

Профессиональный стандарт воспитателя — характеристика на педагога дошкольного образования, включающая оценку знаний, умений и навыков специалиста, которые потребуются для работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении. Документ: регламентирует трудовые отношения и требования к специалистам; является основой для проведения кадровой политики в ДОУ, повышения квалификации, присвоения званий и квалификации педагогам; способствует реформированию системы образования. 

Профессиональный стандарт воспитателя существенно отличается от квалификационного справочника, поскольку содержит более подробную информацию. Он отражает политику государственного регулирования вопросов качества образования. Стандартизация была введена для того, чтобы воспитанием и обучением детей занимались настоящие профессионалы. На данный момент государственные требования к квалификации, умениям и знаниям педагогов регулируют два документа: ФГОС, который был утвержден Минобрнауки РФ и утвержденный Минтруда РФ Профстандарт. Важно помнить, что несмотря на схожесть документов, ФГОС регламентирует работу учреждений сферы образования, а профстандарты конкретизируют кадровую работу в них и касаются определенной категории сотрудников. Оба эти документа были представлены в 2013 году, но профессиональному стандарту педагога дошкольного образования (воспитателя) потребовалось шесть лет для вступления документа в силу, поскольку документ неоднократно дорабатывался (последний перенос введения, согласно министерскому указу №563, состоялся с 1 января 2017 на 1 сентября 2019). Любопытно, что параллельно с ним велась работы над профстандартом для младших воспитателей детского сада (помощников воспитателя), но его так и не приняли. Московский городской психолого-педагогический университет выступил разработчиком действующего профстандарта воспитателя, который является частью документа, регулирующего требования к работникам сферы образования от дошкольного до среднего звена.

Таким образом, в контексте перехода на ФГОС, с 1 сентября 2019 года работодатели, заключая трудовой договор с сотрудником, принимая решение об организации аттестации, составлении должностной инструкции или принимая иные управленческие решения в отношении кадров детского сада, должны будут руководствоваться нормами утвержденного профстандарта. Документ призван помочь заведующим детскими садами сформировать штат компетентных специалистов, профессионалов, способных обеспечить высокое качество дошкольного образования. Согласно ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ, профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, необходимую для выполнения трудовых функций. Единый профстандарт объединяет требования к педагогам всех ступеней системы образования и в ДОУ применяется:

при принятии управленческих решений и реализации кадровой политики; в процессе составления должностных инструкций педработников, регулирующих требования к умениям, знаниям и опыту; в ходе формирования штатного расписания с распределением наименований должностей сотрудников; в процессе аттестации педагогов, позволяя определить соответствие занимаемой должности; при составлении рекомендаций для педагогов по получению дополнительного профессионального образования.   Профстандарт педагога дошкольного образования выполняет следующие цели: Разработка единой системы оценивания навыков и квалификации педработников, применимой для аттестации, подписании трудового договора, реализации профессиональной деятельности. Формирование единых требований к качеству и характеру педагогической деятельности в ДОУ. Стимулирование воспитателей к самообразованию, работе над собой, повышению качества образования. 

Профстандарт педагога дошкольного образования выполняет следующие цели: Разработка единой системы оценивания навыков и квалификации педработников, применимой для аттестации, подписании трудового договора, реализации профессиональной деятельности. Формирование единых требований к качеству и характеру педагогической деятельности в ДОУ. Стимулирование воспитателей к самообразованию, работе над собой, повышению качества образования. 

Профстандарт воспитателя 2018, утвержденный правительством РФ скачать можно на сайте Минтруда. Документ имеет шаблонную структуру, повторяющуюся в других профессиональных стандартах, которые внесены в реестр Минтруда. Нормативный акт составлен из четырех блоков, первые три из которых относятся к трудовым функциям и квалификационным требованиям профессии, а в последнем отражается информация о разработчиках документа. 

Структура профстандарта воспитателя

 

Общее описание

В первом разделе профстандарта для воспитателей детского сада 2018 года обозначено название должности и ключевая цель деятельности воспитателя детского сада, к которой в первую очередь относят предоставление воспитательно-образовательных услуг, официальная классификация.  

Функциональная карта

Краткое описание функций, которые выполняет специалист. В разделе акцентируется на воспитательной, образовательной и развивающей задачах.

Детальная характеристика функций

Детализируются трудовые функции воспитателя детского сада, каждой дается подробная характеристика, описание требований к воспитателю, его образованию и навыкам.


Чтобы выполнять возложенные на специалиста задачи, согласно профстандарту воспитателя 2018, он должен обладать определенными навыками и знаниями, а наибольшую сложность вызывает воспитательная функция, которая требует от педагога умения управлять индивидуальной и групповой деятельностью детей, анализировать состояние детского коллектива, формировать психологически комфортную среду, защищать достоинство и интересы воспитанников, эффективно взаимодействовать с другими педагогами. Следовательно, для успешной реализации организаторской, образовательной и воспитательной функций воспитатель должен соблюдать нравственные, этические и правовые нормы, для чего ему необходимо знать: действующие законодательные формы в сфере защиты прав детей и работы с ними; основы детской психологии, закономерности развития детей, общие кризисные точки; базу психодидактики; принципы эффективного достижения целей в ходе реализации образовательной деятельности; апробированные педагогические технологии, методики и приемы.  Воспитателем может быть тот специалист, который уважает и любит детей, кто готов нести ответственность за воспитанников, ладить с коллегами и родителями, проявлять заботу о развитии и успешности малышей. Именно поэтому профессиональный стандарт педагога дошкольного образования воспитателя 2018 года позволяет принимать на работу соискателей, которые имеют пятый или шестой уровень квалификации и: среднее или высшее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки»; либо же среднее или высшее профобразование в любой области, однако впоследствии прошли программу дополнительного обучения в сфере педагогики и образования и могут работать с дошкольниками.  Такие высокие требования к квалификации обусловлены тем, что воспитатель находится в постоянном контакте с детьми, а потому должен обеспечивать их безопасность и комфорт, способствовать гармоничному развитию и приобретению необходимых возрасту навыков и знаний. По этой причине работодатели проверяют у соискателей не только наличие образования и квалификации, но и на наличие: судимости за любые преступления, указанные в ст. 331 ТК РФ; заболеваний, которые являются потенциально опасными для контактирующих с ним людей; запретов на осуществление педагогической деятельности, вынесенных на основании судебного приговора.  Если работник имеет недостаточную квалификацию или уровень его знаний не соответствует требованиям профессионального стандарта педагога дошкольного образования, работодатель не вправе использовать эти факты в качестве основания для отстранения или увольнения сотрудника. К счастью, российское законодательство предоставляет право повысить уровень квалификации тем педагогам, чье образование не соответствует профстандарту (но не чаще, чем раз в три года). 

Стандарт «Педагог (воспитатель, учитель)» регулирует функции, которые выполняет специалист в ходе реализации профессиональной деятельности. Таким образом, согласно профессиональному стандарту педагога-воспитателя, он: выполняет свою профессиональную деятельность в соответствии с ФГОС дошкольного образования; принимает участие в разработке образовательной программы, программы развития ДОУ, создания в нем комфортной и безопасной среды, работает над их реализацией; занимается планированием и проведением учебных занятий с последующим анализом эффективности выбранных подходов; организует и анализирует академические успехи воспитанников за отчетный период и по окончанию дошкольного обучения; способствует формированию у детей навыка учиться, мотивирует их к этому, дает адекватную оценку знаниям согласно выбранным методам контроля.  Требования, которые профессиональный стандарт педагога по ФГОС выдвигает к воспитателям детского сада. 


Требования, которые профессиональный стандарт педагога по ФГОС выдвигает к воспитателям детского сада.

 

Трудовые задачи

Профстандарт требует от воспитателя участия в:

  • прогностической работе и корректировке образовательных задач, основанной на результатах мониторинга и в контексте индивидуальных особенностей детей.
  • формировании комфортной и безопасной среды в детском саду, необходимой для обучения и развития детей, оказания поддержки детям в период адаптации;
  • разработке ООП согласно с ФГОС дошкольного образования.

Воспитателю следует выполнять организаторские функции, включаясь в:

  • образовательный процесс в контексте непрерывного взаимодействия с воспитанниками в контексте индивидуализированного подхода;
  • процесс конструктивного взаимодействия взрослых и детей, содействования в свободном выборе вида деятельности;
  • разные виды детской деятельности, включая конструирование, игры, исследовательскую работу.

Необходимые умения

Воспитатель в детском саду должен уметь:

  1. Задействовать в работе различные виды развивающей деятельности (познавательно-исследовательскую, продуктивную, игровую);
  2. Применять методы личностного, познавательного и физического развития дошколят в соответствии с ООП;
  3. Создавать условия для организации различных видов деятельности детей, обеспечивать для них игровое пространство и время.
  4. Использовать психолого-педагогический анализ для оценки академических и воспитательных результатов детей, степень сформированности у них качеств, которые необходимы для учебы в школе.
  5. Формировать партнерские отношения с родителями, повышать их педагогическую компетентность.
  6. Использовать ИКТ для планирования и реализации учебно-воспитательной работы.

Необходимые знания

Согласно профессиональным стандартам для воспитателей, педагог в ДОУ должен знать:

  • профессиональные компетенции педагога ДОУ;
  • теории личностного, познавательного и физического развития детей дошкольного возраста и общие закономерности развития;
  • специфику становления деятельности детей дошкольного возраста;
  • личностный, деятельностный и культурно-исторический подходы в дошкольной педагогике;
  • особенности организации работы с дошкольниками.

 

Таким образом, приводятся в соответствие те профессиональные компетенции, которые предъявляет к педагогам дошкольных учреждений ФГОС ДО, и перечень трудовых действий, которыми будут владеть воспитатели детского сада в связи с введением профстандарта «Педагог».  Важно подчеркнуть, что перечень трудовых функций для воспитателя определяет руководитель соглас профессиональным задачам учреждения. А потому заведующий из числа трудовых действий может поручить конкретному воспитателю только некоторые из заявленных в профстандарте, что впоследствии будет отображено в должностной инструкции и трудовом договоре. Поэтому Минтруда РФ предлагает руководителям: взять описание трудовых действий за основу; при составлении должностной инструкции объединять трудовые функции одного профстандарта или разных профстандартов; распределять трудовые функции одного из профстандартов между несколькими сотрудниками.


План по организации применения профессиональных стандартов.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ о создании рабочей группы.pdf (скачать) (посмотреть)
Комплексный план по внедрению профессиональных стандартов.pdf (скачать) (посмотреть)
Положение о рабочей группе по внедрению профстандартов - копия.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти