− формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно
пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать
полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;
− формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой,
вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не
разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
- формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье
начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия
− формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в
повседневной жизни;
− активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной
гигиены дома.
3. Методы и приемы формирования у детей КГН
личный пример взрослых
непосредственно образовательная деятельность
показ
объяснение
пояснение
поощрение
беседы
упражнения в действиях
дидактические игры
потешки
стихотворения
пословицы, поговорки
игровые приемы
викторины, развлечения
прием повторения действий
3.1. Критерии опрятной еды включают умение:
Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
Не крошить хлеб;
Пережевывать пищу с закрытым ртом;
Не разговаривать с полным ртом;
Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
Благодарить;
Пользоваться только своим прибором.
3.2. Мытья рук и личной гигиены включают умение:
Мыть лицо, уши, руки
Закатать рукава;
Смочить руки;
Взять мыло, намыливать до появления пены;
Смыть мыло;
Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
Пользоваться расческой.
3.3. Снимания и надевания одежды в определенном порядке включают
умение:
Расстегнуть пуговицы;
Снять платье (брюки);
Аккуратно повесить;
Снять рубашку и аккуратно еѐ повесить на брюки, шорты;
Снять обувь;
Снять колготки, повесить на рубашку (платье);
Надеть в обратной последовательности.
4. Создание условий
− организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий
обстановки в ДОУ и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей,
закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);
− разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке,
на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических
стереотипов;
− многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их
выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен
быть неизменным, формы - разные;
− индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов
овладения культурно-гигиеническими навыками;
− организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых
детьми в непривычной обстановке действий;
− безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных
требований.
5. Контроль в деятельности по формированию КГН
5.1. Деятельность по формированию КГН у воспитанников ДОУ определяется
годовым планом ДОУ и перспективным планом по формированию культурногигиенических навыков у дошкольников.
План работы составляется на начало учебного года и утверждается
заведующим ДОУ.
5.2. Обеспечение благоприятных психологических условий (благоприятный
эмоционально-психологический климат, содействие формированию у детей стремления к
самостоятельности).
5.3. Учет индивидуальных особенностей развития воспитанников при организации
деятельности по формированию КГН;
5.4. Организация работы с воспитанниками: система методов и приемов
формирования у воспитанников культурно – гигиенических навыков
5.5. Реализация дополнительных образовательных программ, ориентированных на
формирование КГН, которые реализуются как в рамках утвержденной непосредственно
образовательной деятельности, так и во время свободное от занятий;
5.6. Проведение мониторинга сформированности КГН у воспитанников.
6. Мониторинг сформированности КГН
6.1. Наличие аналитических данных о формировании КГН у воспитанников.
6.2. Отслеживание динамики показателей сформированности КГН у воспитанников,
включение этих сведений в ежегодный отчет ДОУ, в публичный отчет, доступный широкой
общественности.
6.3. Проведение анкетирования на предмет удовлетворенности родителей
комплексностью и системностью работы ДОУ по формированию КГН у воспитанников
ДОУ.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее положение вступает в действие с момента утверждения.
7.2. Изменения и дополнения вносятся в Положение по мере необходимости и
подлежат утверждению заведующим Учреждения.