дети с нарушениями слуха,
дети с нарушениями зрения,
дети с тяжелыми нарушениями речи,
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
дети с задержкой психического развития,
дети с нарушениями интеллектуального развития,
дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы,
дети с аутизмом,
дети с комплексными (сложными) нарушениями развития.
1.3.
Цель инклюзивного образования: создание специальных образовательных
условий, отвечающих особым образовательным потребностям всех категорий
обучающихся для обеспечения качественного доступного образования детей с ОВЗ в
условиях инклюзивного образования.
1.4.
Задачи инклюзивного образования:
обеспечить включѐнность детей с ОВЗ в образовательную среду, позволяющую
удовлетворять их права на образование, социальное развитие, досуг через
реализацию адаптированных образовательных программ и индивидуальных
образовательных программ, учитывающих их особые образовательные
потребности;
-
формировать толерантное сообщество детей, родителей, персонала и
социального окружения;
создать в ДОУ без барьерную образовательную среду.
1.7. В Положении используются следующие понятия:
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) физическое лицо, имеющее особенности в физическом и (или)
психологическом
развитии,
подтвержденные
психолого-медикопедагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению
образования без создания специальных условий;
инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для
всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей;
адаптированная образовательная программа (далее – АОП) - образовательная
программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию указанных лиц;
доступная образовательная среда (без барьерная среда) - среда,
дооборудованная с учетом потребностей обучающихся с ОВЗ и позволяющая
вести образ жизни
самостоятельно, в том числе беспрепятственно получать качественное образование;
1.8. Инклюзивное образование детей с ОВЗ дошкольного возраста осуществляется:
путем организации совместного образовательного процесса детей с ОВЗ и
детей, не имеющих таких ограничений, в одной группе образовательного
учреждения, реализующей образовательную программу дошкольного
образования (образовательная инклюзия)
1.9. Инклюзивное образование может реализовываться через следующие модели:
полная инклюзия – обучающиеся с ОВЗ (самостоятельно) посещают
образовательное учреждение наряду со сверстниками, не имеющими
нарушений развития, и обучаются по АОП, в соответствие с учебным планом,
а также могут посещать кружки, праздники, развлечения и др.;
частичная инклюзия – обучающиеся (воспитанники) с ОВЗ совмещают
обучение по индивидуальному учебному плану с посещением
образовательного учреждения и обучаются по АОП, по индивидуальным
учебным планам по согласованию с родителями (законными представителями),
а также посещают индивидуальные занятия в образовательном учреждении,
участвуют в режимных моментах, праздничных мероприятиях, развлечениях
совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии.
1.10. Организация инклюзивного образования в ДОУ строится с учѐтом
индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребѐнка на следующих
принципах:
– принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее обследование
и выстраивание индивидуального образовательного маршрута с учетом выявленных
особенностей (выбор форм, методов, средств обучения и воспитания, темпа обучения,
учебнометодических, психолого-педагогических и организационно-управленческих
мероприятий с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребѐнка);
– принцип
поддержки самостоятельной активности ребенка
решает
задачу
формирования социально активной личности, которая является субъектом своего
развития;
– принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для
понимания и принятия друг друга всеми участниками образовательных отношений,
активное включение детей, родителей (законных представителей) и педагогов ДОУ в
совместную деятельность - как учебную, так и социальную;
– принцип партнерского взаимодействия с семьей - выстраивание
доверительных отношений с родителями (законными представителями) или близкими
ребенка, ориентация на запрос родителей (законных представителей), к тому, что, на их
взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, умение договориться о
совместных действиях, направленных на поддержку и развитие ребенка;
– принцип вариативности в организации образовательного процесса – т.е.
наличие вариативной развивающей среды, необходимых развивающих и дидактических
пособий, средств обучения, вариативной методической базы обучения и воспитания и
способности педагога использовать разнообразные методы и средства работы как общей,
так и специальной педагогики;
-
принцип интегрированности в общую образовательную среду предполагает
включение детей с ограниченными возможностями здоровья в совместную
образовательную и воспитательную деятельность образовательного учреждения,
окружающего социума.
-
принцип открытости и непрерывности, преемственности в инклюзии означает
сопровождение обучаемых по ступеням образования – дошкольное образование,
начальная школа.
1.11. В разработке модели организации инклюзивного образования участвуют
администрация ДОУ, методическая служба ДОУ, психолого-педагогический консилиум
ДОУ
1.11.1. Администрация ДОУ:
- проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного
образования;
- принимает решение об организации инклюзивного образования в группах общей
развивающей направленности;
- анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения инклюзивного
образования; - осуществляет контроль за освоением образовательных программ
обучающихся с ОВЗ.
1.11.2. Методическая служба ДОУ:
- организует работу воспитателей, обеспечивающих сопровождение лиц с ОВЗ в
образовательном процессе в рамках реализации инклюзивного образования в
соответствии с действующим законодательством;
- совместно со специалистами ППк ДОУ разрабатывает и утверждает на
Педагогическом Совете ДОУ адаптированные основные образовательные
программы (далее - АООП) для обучающихся с ОВЗ по имеющимся нозологиям
с учѐтом требований федерального государственного образовательного
стандарта. АООП разрабатывается с учетом особенностей психофизического
развития, индивидуальных возможностей детей с ОВЗ и обеспечивает коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию. Программа разрабатывается
образовательным учреждением самостоятельно с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) на
основании Примерной адаптированной основной образовательной программы в
соответствии с индивидуальными образовательными потребностями детей с ОВЗ.
АООП раскрывает общую модель построения образовательного процесса
дошкольного образования детей с ОВЗ;
- организовывает внеурочную (свободную) и досуговую деятельность
обучающихся с ОВЗ с учѐтом психофизических особенностей развития, их
интересов и пожеланий родителей (законных представителей);
взаимодействует в рамках своей компетентности с учреждениями
здравоохранения, социальной защиты, культуры по вопросам обучения и
сопровождения лиц с ОВЗ и их семей;
- осуществляет контроль за освоением образовательных программ обучающихся с
ОВЗ.
1.11.3. Психолого-педагогический консилиум ДОУ:
- осуществляет проведение обследования детей в возрасте от 0 до 8 лет в целях
своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом
развитии детей; определение степени и условия интеграции ребенка с ОВЗ в
образовательную среду;
-
-
-
-
готовит по результатам обследования заключения и рекомендации с указанием
специальных условий, которые необходимы по оказанию обучающимся с ОВЗ
психолого-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания;
подтверждают или изменяют ранее данные комиссией рекомендации;
специалисты ППк совместно с воспитателями разрабатывают индивидуальные
адаптированные образовательные программы (далее - АОП) для каждого ребѐнка
с ОВЗ, посещающего группу общеразвивающей направленности с учѐтом
рекомендаций ПМПК,
утверждает на заседаниях ППк АОП для каждого ребенка с ОВЗ, посещающего
группу общеразвивающей направленности;
формирует у родителей (законных представителей) реалистическое видение
сценария жизни ребенка с ОВЗ, определяющего взвешенный выбор
образовательного маршрута.
2. Организация инклюзивного образования
2.1. Организация обучения детей с ОВЗ в ДОУ осуществляется в соответствии с
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №
1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного
образования».
2.2. Обучающиеся переходят на инклюзивное образование при наличии:
заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) о
подтверждении (установлении) статуса «ребенок с ограниченными возможностями
здоровья»;
справки медико-социальной экспертизы (далее МСЭ), подтверждающей статус
«ребенок-инвалид»;
заявления родителей (законных представителей) о согласии на обучение ребенка
с ОВЗ по адаптированной образовательной программе (в соответствии с прилагаемой
формой (приложение 1)).
2.3. Организация инклюзивного образовательного процесса в ДОУ осуществляется
на основании:
Положения об инклюзивном образовании в ДОУ;
заключения ПМПК;
адаптированной образовательной программы для детей
с ОВЗ.
2.4. Индивидуальная АОП разрабатывается группой педагогических работников в
течение месяца после зачисления ребѐнка в группу, с учѐтом рекомендаций ПМПК,
результатов диагностики, мнения родителей (законных представителей), При создании
условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими программу, учитывается
индивидуальная программа реабилитации (абилитации) ребенка-инвалида.
АОП утверждается ППк ДОУ.
2.5. Контроль за своевременным проведением образовательной деятельности,
выполнением адаптированных образовательных программ осуществляет старший
воспитатель ДОУ.
2.6.Этапы реализации инклюзивного образования:
Предварительный этап:
предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса
родителей;
определение воспитателей и группы, в которую поступает обучающий с ОВЗ;
определение специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое
сопровождение обучающегося с ОВЗ;
заключение договора с родителями и зачисление обучающегося с ОВЗ в
образовательное учреждение. Диагностический:
изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования.
Разработка адаптированной образовательной программы:
проектирование необходимых структурных составляющих АОП: титульный
лист, пояснительная записка, содержание программы, основные требования к
результатам реализации АОП, система контрольно-измерительных материалов (более
подробная структура АОП в приложении 2);
2.7. Посещение образовательной деятельности в ДОУ и индивидуальных и/или
подгрупповых коррекционных занятий может быть организовано как в образовательном
учреждении, в котором обучается ребенок, так и через сетевое взаимодействие с
привлечением ресурсов иных организаций, что должно быть отражено в адаптированной
образовательной программе.
2.8.Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями)
регулируются договором, заключаемым в установленном порядке.
2.9. При поступлении в ДОУ ребѐнка с ОВЗ, ребенка-инвалида на инклюзивное
образование определяются условия и технология включения их в функционирующую
группу общеразвивающей направленности ДОУ (определяется дозирование времени
пребывания ребѐнка с ОВЗ в ДОУ, необходимость наличия специалиста сопровождения
ребѐнка с ОВЗ в ДОУ при интеграции в функционирующую группу, составляется
индивидуальный график посещения ребѐнком детского сада, планируются
адаптационные и интеграционные мероприятия). По мере адаптации к условиям группы
время пребывания ребѐнка с ОВЗ увеличивается.
2.10.Содержание образовательного процесса в группе определяется основной
общеобразовательной программой ДОУ, основной адаптированной образовательной
программой для детей с ОВЗ (соответствующей нозологии) и индивидуальной
адаптированной образовательной программой ребѐнка с ОВЗ, составляемой с учѐтом
комплексной оценки ресурсов и дефицитов ребѐнка (АОП).
2.11. Специфика
образовательного
процесса
состоит
в
организации
индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ,
психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в соответствии с
рекомендациями ПМПК. Его осуществляют специалисты: педагог-психолог,
воспитатели.
2.12. В рамках модели частичной интеграции оказание образовательных услуг
ребѐнку с ОВЗ осуществляется по режиму и расписанию возрастной группы. В режим
вносятся дополнения с указанием условий и регламента проведения коррекционноразвивающих занятий специалистов с ребѐнком с ОВЗ. Режим дня и недели может быть
гибким. Занятия предусмотренные АОП ребѐнка с ОВЗ, организуются в соответствии с
циклограммой АОП
(расписаны помещения, время, специалисты). При этом
учитываются требования к организации образовательной деятельности и режиму дня
СанПиН 2.4.2.3286-15 для обучения детей с ОВЗ.
2.13. 2.13. В случае невозможности полного усвоения программы из-за тяжести
физических и (или) психических нарушений, в соответствии с рекомендациями ПМПК,
в коррекционной работе делается акцент на формирование у ребѐнка социальных и
практически ориентированных навыков.
2.14. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ определяются
специалистами исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных
возможностей, состояния здоровья детей и направлены на создание позитивной
атмосферы принятия и поддержки.
2.15. Педагог-психолог проводит коррекционно-развивающую работу в
соответствии с индивидуальной адаптированной образовательной программой ребѐнка с
ОВЗ, осуществляет сопровождение ситуации включения с точки зрения эмоционального
благополучия всех воспитанников группы.
2.16. Дети с ОВЗ с согласия родителей (законных представителей) при
необходимости могут быть направлены в течение года на ПМПК, либо на консультации
к специалистам необходимого профиля.
2.17. С участниками интеграционных процессов (педагогами, специалистами,
родителями ребѐнка с ОВЗ и родителями нормально развивающихся детей группы,
воспитанниками функционирующей группы) проводится работа, направленная на
взаимное приятие и сплочение всех участников инклюзивного образовательного
процесса, достижение социально значимых результатов.
2.18. В процессе работы с ребѐнком с ОВЗ может быть осуществлена его полная
интеграция в группу общеразвивающей направленности с согласия родителей (законных
представителей) и на основании заключения ПМПК (или педагогов, врача,
специалистов).
2.19. ДОУ организует развивающую предметно-пространственную
среду,
обеспечивающую необходимые условия в соответствии с особенностями детей с ОВЗ.
2.20. Родители по мере необходимости участвуют в интеграционных
мероприятиях.
2.21. ДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребѐнка с ОВЗ
методическую и консультативную помощь с целью повышения их психологической и
педагогической компетентности, способствует вовлечению родителей (законных
представителей) в образовательную, оздоровительную и интеграционную работу,
формирует у родителей (законных представителей) ответственность за развитие и
восстановление здоровья ребѐнка с ОВЗ.
2.22. Корректировка АОП происходит на заседаниях ППк ДОУ с участием всех
педагогов и специалистов, участвующих в реализации АОП, на основании
промежуточной психолого-педагогической диагностики, которая проводится после
летнего периода, середины, конца учебного года, а так же с учѐтом особенностей
усвоения адаптированной основной образовательной программы.
2.23. По окончанию реализации программы дошкольного образования, при
переходе на уровень начального общего образования, по результатам обследования с
согласия родителей (законных представителей) ПМПК рекомендует для детей с ОВЗ
программу обучения в школе. Специалисты сопровождения детского сада оформляют
индивидуальную карту сопровождения, в которой указывают динамику коррекционной
работы по результатам сопровождения ребѐнка в возрасте от 6 до 7 лет. Карта
сопровождения передаѐтся в школу, с учѐтом которой, вместе с рекомендациями ПМПК
формируется АОП на уровне начального общего образования.
III. Финансовое обеспечение
3.1. Образовательные услуги детям с ОВЗ предоставляются бесплатно.
IV. Участники образовательного процесса
4.1. Участники образовательного процесса: педагогические работники, родители и
воспитанники.
4.2. Родители (законные представители) имеют право:
защищать законные права ребенка;
обращаться для разрешения
администрации ДОУ.
4.3. Воспитанник имеет право:
конфликтных
ситуаций
к
на уважение человеческого достоинства;
на моральное поощрение за успехи
4.4. Педагогический работник имеет права, предусмотренные законом РФ «Об
образовании».
Приложение 1.
Согласие
родителей (законных представителей) обучающегося на обучение по
адаптированной образовательной программе
Я, ______________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
даю согласие на обучение своего ребенка ________________________________________
___________________________________________________________________________
_
воспитанника МАДОУ Онохойский детский сад «Колобок», посещающего группу
___________________________________________________________________________
__,
по адаптированной образовательной программе.
"__" ___________ 20___ г. /________________/_____________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)