:
•
планируемые результаты освоения основной образовательной программы
дошкольного образования заданы как целевые ориентиры дошкольного
образования и представляют собой социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка на разных этапах
дошкольного детства;
• целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в
виде педагогической диагностики (мониторинга). Они не являются
основанием для их формального сравнения с реальными достижениями
детей и основой объективной оценки соответствия установленным
требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
• освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных
аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
1.5. Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится
педагогическими сотрудниками ДОО (воспитателями, учителем – логопедом,
инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем) в произвольной
форме на основе малоформализованных диагностических методов:
1.5.1. Наблюдения (основной).
Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики развития ребенка.
Они выступают как обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах
дошкольного детства в соответствующих образовательных областях.
Педагог наблюдает за поведением ребенка в естественных условиях, в разных видах
деятельности, специфичных для детей раннего и дошкольного возраста. В процессе
наблюдения педагог обращает внимание на особенности проявления ребенком личностных
качеств, деятельностных умений, интересов. Предпочтений, фиксирует реакции на успехи и
неудачи.
1.5.2. Свободные беседы с детьми.
15.3. Анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации,
построек, поделок и др.).
1.5.3. Специальные диагностические ситуации.
1.5.4. Специальные методики.
1.6. Периодичность проведения педагогической диагностики определяется ДОО.
Оптимальным является ее проведение на начальном этапе освоения ребенком
образовательной программы, в зависимости от времени его поступления в дошкольную
группу (стартовая диагностика) и на завершающем этапе освоения программы его
возрастной группой (заключительная, финальная диагностика). При проведении
диагностики на начальном этапе учитывается адаптационный период пребывания ребенка
в группе. Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить
индивидуальную динамику развития ребенка.
Педагогическая диагностика проводится 1 - 2 раза в год.
Стартовая диагностика проводится - 1 раза в год. в начале учебного года и (или) при
зачислении ребенка в группу на начальном этапе освоения ОП ДО, финальная
диагностика проводится ежегодно в конце учебного года (май) и (или) при отчислении
ребенка из группы.
Стартовая
диагностика
к2
годам
Финальная
диагностика
к3
годам
Возрастная группа
Группа
младенческого/раннего
возраста
1-2 года/ 2-3 года
Группа раннего/младшего
возраста
Период проведения
Начало учебного года (сентябрь)
и (или) начало посещения
группы раннего возраста
Окончание посещения группы
раннего возраста
(2-3 года/3-4 года)
Финальная
диагностика
к4
годам
Группа младшего
возраста/средняя группа
(3-4 года/4-5 лет)
Финальная
диагностика
к5
годам
Средняя группа/старшая
группа
(4-5 лет/5-6 лет)
Финальная
диагностика
к6
годам
Старшая
группа/подготовительная
группа
(5-6 лет/6-7 лет)
Финальная
диагностика
к7
годам
Подготовительная группа (67 лет)
ИЛИ
Начало учебного года (сентябрь)
или начало посещения группы
младшего возраста
Окончание посещения группы
младшего возраста
ИЛИ
Начало учебного года (сентябрь)
или начало посещения средней
группы
Окончание посещения средней
группы
ИЛИ
Начало учебного года (сентябрь)
или начало посещения старшей
группы
Окончание посещения старшей
группы
ИЛИ
Начало учебного года (сентябрь)
или начало посещения
подготовительной
группы
Окончание посещения
подготовительной группы
(6-7 лет)
1.7. Результаты наблюдения фиксируются в диагностических картах (Приложение 1.) и
могут быть использованы для решения следующих образовательных задач:
• индивидуализации образования (в т.ч. поддержки ребёнка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей
его развития);
• оптимизации работы с группой детей.
Диагностические карты – представлены в виде структурированных таблиц
диагностических показателей, определенных в соответствии с планируемыми
результатами ФОП ДО, представляющих собой возрастные характеристики возможных
достижений ребенка дошкольного возраста на разных возрастных этапах и к завершению
ДОО, и содержанием образовательной деятельности по пяти образовательным областям:
• Физическое развитие;
• Социально-коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно-эстетическое развитие.
2.
Технология работы с диагностическими картами.
2.1.Технология работы с диагностическими картами включает в себя два этапа.
1 этап. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой
ячейке указанного параметра, затем считается итоговый показатель по каждому ребенку
(среднее значение Х сумма всех баллов по строке, разделенная на их количество).
2 этап. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый
показатель по группе (среднее значение Х сумма всех баллов по столбцу, разделенная на
количество детей, принявших участие в диагностике).
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности
в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в
развитии.
2.2.Диагностика индивидуального развития проводится по следующим уровням
показателей возможных достижений (возрастных характеристик).
«2»
«1»
«0»
Наблюдается
в
самостоятельной
Показатель
деятельности ребенка, в
сформирован
совместной деятельности со
взрослым
Проявляется неустойчива,
чаще
при
создании
специальных
ситуаций,
Показатель в провоцирующих
его
стадии
проявление,
ребенок
формирования справляется с заданием с
помощью
наводящих
вопросов взрослого, дает
аналогичные примеры.
Не проявляется ни в одной
из
ситуации,
на
все
предложения
взрослого
Показатель не
ребенок
не
дает
сформирован
положительного ответа, не
может выполнить задан6ие
самостоятельно
1.8-2,0
«высокий,
достаточны»
Отражает
возрастную
норму развития
1.0-1.7
Отражает
«средний,
возрастную
близкий
к
норму развития
достаточному»
Отражает
не
0.0-0.9
соответствие
«недостаточны» возрастной норме
развития
Степень выраженности возрастных характеристик возможных достижений может
различаться у детей одного возраста по причине высокой индивидуализации их
психического развития и разных стартовых условий освоения ОП ДО. Обозначенные
различия не должны быть констатированы как трудности ребенка в освоении ОП ДО и не
подразумевают включение его в соответствующую целевую группу.
2.3. Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на
основе которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует развивающую
предметно-пространственную среду (далее - РППС), мотивирующую, активную,
творческую деятельность обучающихся. составляет индивидуальные образовательные
маршруты освоения ОП ДО, осознанно и целенаправленно проектирует образовательный
процесс.
3. Документация
3.1 Результаты педагогических наблюдений оформляются в единую сводную таблицу и
сдают с выводами старшему воспитателю, Сводные таблицы данных педагогического
мониторинга хранится в методическом кабинете, в течение пяти лет
3.2. Результаты оценки индивидуального развития детей, хранятся у педагогов до выпуска
детей в школу.