Положение_об_индивидуальном_образовательном_маршруте_ребенка_с_ОВЗ(1)

:

•

для воспитанников, испытывающих трудности в освоении образовательных
программ дошкольного образования;
• для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов.
1.5. ИОМ для воспитанника с ОВЗ рассматривается как путь профессиональной
коррекции особенностей его развития с целью освоения образовательной программы
дошкольного образования. Это путь компенсации трудностей в обучении, а затем и
реализации личностного потенциала ребенка с учетом образовательных областей:
социально-коммуникативного,
познавательного,
речевого,
художественноэстетического, физического развития.
1.6. ИОМ является приложением к адаптированной образовательной программе
дошкольного образования (АОП ДО) осваиваемой воспитанником.
2. Цели и задачи ИОМ
2.1. Цели ИОМ:
– обеспечение права воспитанников МАДОУ Онохойский детский сад
«Колобок»» на реализацию образовательного процесса по индивидуальному
образовательному маршруту;
– обеспечение воспитанникам равных стартовых возможностей при
поступлении в школу;
– создание условий, способствующих развитию личности воспитанника,
обеспечивающих в полной мере реализацию его потенциальных возможностей с
активным привлечением родителей в образовательный процесс.
2.2. Задачи ИОМ:
– организовать единую систему работы администрации, педагогических
работников, медицинского работника ДОО и родителей по физическому,
интеллектуальному, эмоциональному и социально-личностному развитию ребенка;
– определить основные организационные механизмы для обучения
воспитанников по ИОМ;
– обеспечить возможности обучения по ИОМ на уровне дошкольного
образования
в
соответствии
с
требованиями
ФГОС
ДО;
3. Порядок разработки и реализации ИОМ
3.1. Разработка ИОМ.
3.1.1. ИОМ разрабатывается для воспитанника на основании заключения
психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
3.1.2. В соответствии с заключением ПМПК специалистами психологопедагогического консилиума (ППк) МАДОУ Онохойский детский сад «Колобок»:
• утверждаются кандидатуры воспитанников, требующие реализации ИОМ;
• согласуется основная цель составления ИОМ на конкретного воспитанника;
• намечаются этапы построения ИОМ для воспитанника на основе
выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей;
• определяются возможные формы работы с воспитанником с целью реализации
ИОМ, методы педагогической поддержки, содержание работы;
• намечаются планируемые результаты ИОМ, сроки достижения результатов.
3.1.3. Работа по разработке и осуществлению деятельности по ИОМ отвечает
следующим принципам:
• принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего
развития;

•
•
•

принцип соблюдения интересов ребенка;
принцип опоры на детскую субкультуру;
принцип отказа от усредненного нормирования, избегание прямого
оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития
воспитанника.
3.1.4. Порядок составления ИОМ включает следующие этапы:
• этап наблюдения. Цель – выявить воспитанников, испытывающих трудности:
личностные,
регулятивные,
познавательные,
коммуникативные,
психомоторные или комплексные;
• этап диагностики. Цель – провести педагогическое и (или) психологическое
диагностирование воспитанников: выявление и изучение индивидуальнопсихологических особенностей дошкольника. Психологическую диагностику
проводит педагог-психолог. Участие ребенка в психологической диагностике
допускается только с согласия родителей (законных представителей);
• этап конструирования. Цель – построение ИОМ воспитанника на
основе рекомендаций ПМПК, определения методов педагогической и (или)
психологической поддержки, содержания работы;
• этап завершающей диагностики: проводится с целью выявить результаты
реализации ИОМ.
3.1.5. Проект ИОМ обсуждается с родителями (законными представителями)
воспитанника, после чего ИОМ утверждается приказом заведующего с учетом мнения
родителей (законных представителей).
3.1.6. По окончании первого года работы специалисты ППк делают выводы о
результатах работы и динамике развития с последующей корректировкой ИОМ либо с
решением об окончании реализации ИОМ.
3.2. Реализация ИОМ.
3.2.1. Реализация ИОМ в МАДОУ Онохойский детский сад «Колобок» является
обязательной для воспитанников – детей с ОВЗ, детей-инвалидов и регулируется
настоящим положением.
3.2.2. Реализация ИОМ осуществляется в МАДОУ Онохойский детский сад
«Колобок» в соответствии с индивидуальным планом обучения, расписанием,
отвечающим совокупному объему учебной нагрузки и свободной деятельности
воспитанников, с учетом требований СанПиН 1.2.3685-21.
3.2.3. Условия реализации ИОМ должны соответствовать условиям реализации
образовательной программы дошкольного образования МАДОУ Онохойский детский
сад «Колобок».
4. Функциональные обязанности педагогов, участвующих в разработке
и реализации ИОМ
4.1. Председатель ППк обеспечивает:
• организацию
работы
по
информированию
родителей
(законных
представителей) воспитанников о возможности обучения для развития
потенциала воспитанников по индивидуальным образовательным маршрутам,
прежде всего детей-инвалидов, детей, имеющих статус ОВЗ по заключениям
ПМПК;
• взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам
составления и реализации ИОМ;
• организацию использования необходимых форм поддержки реализации ИОМ
обеспечения по вопросам составления и реализации ИОМ;
• контроль за систематической реализацией ИОМ.

4.2. Учитель-логопед:
•
подробно обследует состояние всех структурных компонентов
речи ребенка;
•
устанавливает уровень речевого развития;
•
ведет документацию в установленном порядке;
•
участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках
логопедического сопровождения ребенка;
•
отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации
ИОМ;
•
проводит консультирование родителей в рамках реализации
ИОМ.
4.3. Воспитатель:
•
проводит педагогическую
диагностику ребенка
через
наблюдение;
•
участвует в разработке и реализации ИОМ воспитанника в
соответствии с АОП ДО, возрастными и индивидуальными возможностями
ребенка;
•
отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации
ИОМ;
•
выполняет рекомендации специалистов для закрепления,
развития ребенка.
4.4. Музыкальный руководитель:
•
проводит педагогическую диагностику ребенка через наблюдение;
•
участвует в разработке и реализации ИОМ воспитанника в
соответствии с АОП ДО, возрастными и индивидуальными возможностями
ребенка;
•
отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ;
•
выполняет рекомендации специалистов для закрепления, развития
ребенка.
4.5. Инструктор по физической культуре:
•
проводит педагогическую диагностику ребенка через наблюдение;
•
участвует в разработке и реализации ИОМ воспитанника в
соответствии с АОП ДО, возрастными и индивидуальными возможностями
ребенка;
•
отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ;
•
выполняет рекомендации специалистов для закрепления, развития
ребенка.
5. Формы работы по ИОМ
5.1. Формы работы, используемые при организации деятельности в
соответствии с ИОМ:
• беседы, занятия продуктивной деятельностью, чтение художественной
литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и
чувствами;
• игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоциональноличностной и поведенческой сфер: развитие коммуникативных навыков и
улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение
уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций;
• занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов (памяти,
внимания, восприятия, мышления, воображения), речевых навыков;
• приемы арт-терапии, куклотерапии, изотерапии, сказкотерапии;

•
•

релаксационные психогимнастические упражнения: расслабление мышц лица,
шеи, туловища, рук, ног;
формы работы в соответствии с имеющимися способностями воспитанника;

6. Структура ИОМ
6.1. ИОМ содержит:
1. Титульный лист:
•
наименование образовательного учреждения;
•
гриф согласования с председателем ППк МАДОУ Онохойский
детский сад «Колобок»;
•
гриф
утверждения
руководителем
образовательного
учреждения;
•
наименование ИОМ;
•
дата и норма протокола ППК;
•
срок реализации ИОМ;
•
согласование с родителями (законными представителями)
воспитанника.
2. Общие сведения:
•
Ф. И. О. ребенка;
•
Ф. И. О. родителей (законных представителей), возраст,
образование;
•
Ф. И. О. специалистов сопровождения ИОМ ребенка;
•
заключение ПМПК;
•
рекомендации ПМПК;
•
рекомендации ПМПК специалистам.
3. Характеристика развития ребенка:
•
перечень задач на учебный год по результатам диагностики
дефицитов и ресурсов в развитии ребенка;
•
планируемые результаты освоения ИОМ.
4. Условия реализации ИОМ:
•
планы
ООД,
планы
работы
специалистов
службы
сопровождения, календарно-тематический план занятий, примерный
распорядок дня дошкольника;
•
мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению
ребенка;
•
материально-техническое обеспечение: помещения для занятий,
оборудование, мебель, учебно-методические пособия, программы.
6.2. Форма ИОМ представлена в приложении № 1 к настоящему Положению.
7. Ответственность
7.1. Педагогические работники, назначенные приказом заведующего детским
садом за организацию работы с воспитанником в соответствии с ИОМ, несут
ответственность за реализацию ИОМ в полном объеме.
7.2. В конце учебного года специалисты ППк проводят анализ эффективности
реализации ИОМ. Также они оформляют заключение и рекомендации педагогам для
дальнейшего
сопровождения
ребенка
с
ОВЗ
в образовательновоспитательном процессе.
8. Заключительные положения
8.1. Изменения и дополнения в Положение вносятся педагогическим советом с
учетом мнения родителей (законных представителей) ребенка.
8.2. Положение действует до принятия нового.

Приложение № 1 к Положению
об индивидуальном образовательном маршруте,
утвержденному 30.08.2023
Форма ИОМ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное образовательное
учреждение Онохойский детский сад «Колобок»
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Председатель ППк

Заведующий

_______________/ ______ /
_______________/_________/
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
(Ф. И. О. обучающегося)
от «___» ____2023 №_
(дата и номер протокола ППК)
20 /20 учебный год
(срок реализации)
Ознакомлен(а).
________________/ Т.А. Иванова
(подпись) (Ф. И. О. родителя/законного
представителя)
« ______» ______ 2023
(дата ознакомления)
Общие сведения
Ф. И. О. ребенка
Дата рождения
Группа
Ф. И. О. родителя
(законного представителя)
Возраст
Образование
Ф. И. О. специалистов
сопровождения ИОМ ребенка
Воспитатель
Музыкальный руководитель
Инструктор по физической
культуре
Учитель-логопед
Заключение ПМПК
ТНР
Рекомендации ПМПК
Адаптированная
основная
образовательная
программа для детей с тяжелыми нарушениями речи
Рекомендации специалистам
Педагог-психолог:
коррекция
и
развитие
коммуникативных компетенций,
компетенций эмоционально-волевой сферы, игровой

деятельности ребенка.
Учитель-логопед: коррекция и развитие всех
компонентов речи.
Воспитатель: коррекция и развитие бытовых и
гигиенических
навыков.
Характеристика развития ребенка
Задачи на учебный год по результатам диагностики дефицитов и ресурсов в
развитии ребенка
Специалисты
Задачи развития на учебный
сопровождени Дефициты ребенка Ресурсы ребенка
год
я ИОМ
Педагогпсихолог

Неустойчивое,
кратковременное
внимание

Увеличена
Увеличение интенсивности
длительность
навыка
имитации
и
концентрации
следования слов инструкции
внимания
до
нескольких минут

Процессы
обобщения
и
классификации
сформированы по
наиболее крупным
категориям

Наличие речи в Формирование
процессов
виде
первых обобщения и классификации
слогов
слов, по основным категориям
обозначающих
любимые
предметы
и
занятия

Наличие
агрессивных
и
аутоагрессивных
действий
Учительлогопед

–

Снижение
интенсивности
агрессивных
и
аутоагрессивных действий;
– развитие
коммуникативных навыков

Понимание
Доступно
обращенной речи понимание
затруднено
названий бытовых
предметов,
животных,
игрушек,
дает
нужную карточку
и предмет по
просьбе взрослого

Введение
альтернативной
коммуникации;
–
развитие
понимания
обращенной речи

Объем
словаря
крайне
бедный,
называет знакомые
предметы
по
первому слогу

– Расширение активного
словаря
существительных;
– формирование
навыка
использования
в
речи
глаголов

Отмечается
использование
некоторых слов в
качестве просьбы,
а
также
для
называния
бытовых
предметов

Воспитатель

Звукопроизношен
ие нарушено

Может
произносить
отдельные звуки и
звукокомплексы,
а также отдельные
слова
в
виде
эхолалий

– Развитие артикуляционной
моторики,
просодии,
коррекция звукопроизношени
я;
– развитие
слухового
восприятия
и
фонематического слуха

Не
владеет
навыками
самообслуживания
в полном объеме:
не ходит в туалет
сам, не наводит
гигиену

Владеет
отдельными
навыками
самообслуживани
я:
сам
моет
руки, сообщает о
возникшей нужде,
просится в туалет

–
Формировать
навык
самостоятельного посещения
туалета;
– учить наводить гигиену
самостоятельно

Не
ест
самостоятельно.
Отказывается
ложиться
в
постель, кричит,
не спит днем

– Садится
за стол, открывает
рот,
когда
воспитатель его
кормит;
–
быстро
успокаивается,
если воспитатель
сидит рядом

–
Учить
самостоятельно пользоваться
ложкой/вилкой во время
приема
пищи;
–
учить
засыпать
самостоятельно,
уменьшая
время
нахождения
воспитателя рядом

Не
проявляет
интереса
к
игрушкам, берет
то, что «попало
под руку»

–
Может
Формировать интерес
некоторое время совместным
рассматривать
рассматриванием игрушек
игрушки вместе с
педагогом;
–
проявляет
кратковременный
интерес к книгам
и сказкам

Планируемые результаты освоения ИОМ
1. Речевое развитие:
•
усвоение ритмической структуры слова;
•
развитие функций фонематического слуха;
•
формирование слоговой структуры слова.
2. Познавательное развитие:
•
переключение с одного вида деятельности на другой;
•
концентрация внимания;
•
развитие долговременной памяти.
3. Социально-коммуникативное развитие:
•
развитие продуктивного взаимодействия, коммуникативных и
социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы;
•
развитие игровой деятельности.

Условия реализации ИОМ
План ООД ребенка (недельный)
Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Физическая
культура

Развитие
речи

Познание
Музыка мир)

Пятница
(окружающий
<...>

Планы работы специалистов сопровождения
Специалист

День недели
Понедельник Вторник Среда

Учительлогопед

Четверг Пятница

09:00–10:00 Коррекционноразвивающее
занятие
(групповое)

<...>

<...>

<

<...>

<

...>

...>

<
...>

Календарно-тематический план занятий
Дата

Тема занятия

11.09.2022
14.09.2022

Количество Ф. И. О.
специалиста

и Времена года, зима. 2
Больше –
меньше
–
поровну.
Сравнение
по величине и форме

и

подпись

Былинкина
Надежда
Васильевна
(подпись: Былинкина)

Примерный распорядок дня дошкольника
Вид деятельности

Понедельник Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утренняя гимнастика

08:00—08:10 08:00—
08:10

08:00—
08:10

08:00—
08:10

08:00—
08:10

Игры и самостоятельная 09:20—09:30 09:20—
деятельность
09:30

09:20—
09:30

09:20—
09:30

09:20—
09:30

Организованная
образовательная
деятельность

10:20–
10:45

–

–

10:00—10:20

–

Мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению ребенка
Ф. И. О.
специалистов

Направление развития
Речевое
Художественноэстетическое

Мероприятие Дата Примечание

Познавательное
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Кабинеты специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагогапсихолога) в соответствии:
•
с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами;
•
требованиями пожарной безопасности и электробезопасности;
•
охраной здоровья воспитанников и охраной труда работников.
2. Мебель с учетом антропометрических показателей и особенностей нарушения
ребенка.
3. Учебно-методические пособия, программы:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти