СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Содержание
Пояснительная записка
Цель Программы
Сроки реализации Программы
Руководители Программы
Управление реализацией Программы
Взаимодействие при реализации Программы
Содержание деятельности
Ожидаемые результаты реализации Программы
Приложения
Стр.
3
4
4
4
5
5
6
9
10
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимость разработки программы «Наставничество» (далее программы) обусловлена принятием и реализацией национального проекта
«Образование» на 2019-2024 годы.
Главными целями Нацпроекта являются:
1. Обеспечение
глобальной
конкурентоспособности
российского
образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству
общего образования.
2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности
на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации,
исторических и национально-культурных традиций.
В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из
центральных в нацпроекте «Образование».
Главным условием, обеспечивающим возможность наставничества,
является наличие сопровождаемого (взрослого или ребенка), обладающего
определенным образовательным дефицитом.
Сущность деятельности наставника в образовании включает не только
педагогическую поддержку, сопровождение, но и устранение внутренних
образовательных дефицитов обучающихся (наставляемых), т.е. создание
условий для формирования у них готовности самостоятельно разрешать тот или
иной тип социальных, образовательных или профессиональных проблем.
В связи с этим конечным результатом деятельности наставника (и
важнейшим поведенческим показателем успешности его деятельности)
является обретение сопровождаемым способности к самостоятельным
действиям, решению проблем, преодолению барьеров, самоуправлению
процессами собственного развития, образования, адаптации, карьерного
роста и т.д. (в зависимости от типа наставничества.
Наставничество в ДОО может осуществляться в 2-х основных
направлениях:
1. Наставничество в работе с педагогами (сопровождаемый – педагог,
испытывающий профессиональный дефицит);
2. Наставничество в работе в обучающимися (сопровождаемый – ребенок,
испытывающий образовательный дефицит).
Базовая деятельность наставника - основной вид профессиональной
деятельности, в которую наставник включен в качестве человека
(профессионала), обладающего соответствующим опытом, и в которую он
призван погрузить сопровождаемого.
Само наставничество — это второй вид деятельности для
наставника, который можно рассматривать как своего рода производную от
его базовой деятельности.
Следовательно, педагог, будучи профессионалом в базовом виде
деятельности (хороший воспитатель, социальный педагог, заместитель
директора и пр.), оказывается чаще всего не готов к выполнению функций
наставника ни по отношению к другим педагогам, испытывающим
профессиональные дефициты, ни по отношению к обучающимся с
образовательными дефицитами.
В связи с этим необходима специальная деятельность, направленная
на подготовку педагогов-наставников к выполнению функций наставника.
При разработке Программы учтена структура профессиональной
готовности педагога к выполнению функций наставника.
Профессиональная готовность педагога к выполнению функций
наставника включает следующие структурные компоненты: мотивационный,
когнитивный и технологический компоненты готовности педагога к
выполнению функций наставника.
Развитие системы наставничества в дошкольной образовательной
организации предполагает создание различного вида ресурсов: нормативноправовых,
кадровых,
организационных,
информационных,
системы
стимулировании и др.
2. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Цель Программы: определить стратегию развития наставничества в
МАДОУ Онохойском детском саду «Колобок»
3. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа является долгосрочным документом, определяющим стратегию
развития наставничества в МАДОУ Онохойский детский сад «Колобок» на 20232024 гг.
4. РУКОВОДИТЕЛИ ПРОГРАММЫ
Руководитель Программы: Пантелеева С.Н.
Соруководитель /соруководители Программы: Кудасова О.В.
Научный руководитель Программы: (при наличии) нет.
Состав Совета по реализации Программы: Зайкова Л.О., Разуваева Н.О.,
Сафронова О.Г.
№
Фамилия, имя, отчество
п/п
1 Руководитель Совета
Должность
Заведующий ДОУ
Пантелеева Светлана Николаевна
2
Заместитель руководителя Совета
Кудасова Ольга Викторовна
3
Секретарь
Старший воспитатель
Разуваева Наталья Олеговна
4
Воспитатель
Члены
Зайкова Лидия Олеговна
Воспитатель
Сафронова Оксана Геннадьевна
Музыкальный руководитель
5. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
Управление Программой предполагается через реализацию следующих
механизмов:
- разработку и реализацию в соответствии с настоящей Программой
ежегодных планов по ее реализации;
- организацию деятельности Совета как коллективного органа управления
Программой;
- изучение и анализ профессиональных и образовательных дефицитов
потенциальных сопровождаемых;
- мониторинг профессиональной готовности кадров к выполнению
функций наставников;
- мониторинг доли педагогов и обучающихся МАДОУ Онохойский
детский сад «Колобок», вовлеченных в различные формы сопровождения и
наставничества;
- мониторинг удовлетворенности участников образовательных отношений
системой наставничества в МАДОУ Онохойский детский сад «Колобок».
Программа является открытой, что предполагает внесение в нее
необходимых изменений на основании мониторинга, а также в связи с
изменениями во внешней по отношению к дошкольной образовательной
организации среде (новыми федеральными и региональными нормативными
актами и пр.).
6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В процессе реализации Программы предполагается взаимодействие
Государственное
автономное
учреждение
дополнительного
профессионального образования Республики Бурятия «БРИОП», г. Улан-Удэ.
Управление образования АМО "Заиграевский район" Республики Бурятия
7. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Мероприятия
Сроки
реализации
Организационная деятельность
Разработка
или
внесение Август, 2023
изменений
в
локальные
нормативные акты по вопросам
наставничества
Издание приказов, касающихся Сентябрь, 2023
вопросов подготовки кадров к
выполнению
функций
наставников
Издание приказов, определяющих Сентябрь, 2023
закрепление
педагоговнаставников за сопровождаемыми
на основе анализа выявленных
образовательных
и
профессиональных дефицитов
Мотивация
педагогических Сентябрь, 2023
работников к деятельности в роли
наставника
Определение
состава Сентябрь, 2023
руководителей,
которым
необходимо пройти курсовую
подготовку
по
вопросам
наставничества
Определение состава педагогов, Сентябрь, 2023
которым необходимо пройти
курсовую подготовку по вопросам
наставничества
Формирование
заказа
в Сентябрь, 2023
образовательные
организации,
реализующие
дополнительные
профессиональные программы, на
курсовую
подготовку
руководителей и педагогических
работников
по
вопросам
наставничества
Утверждение формы программ Сентябрь, 2023
/планов
работы
педагоговнаставников
Изучение профессиональных и Сентябрь, 2023
образовательных
дефицитов
Ответственные
за реализацию
Заведующий
ДОУ
Заведующий
ДОУ
Заведующий
ДОУ
Заведующий
ДОУ, Совет
Заведующий
ДОУ
Заведующий
ДОУ, Совет
Заместитель
руководителя
Совета
Заместитель
руководителя
Совета
Заместитель
руководителя
10
11
1
2
3
4
5
6
7
8
9
педагогов и обучающихся
Формирование списков педагогов В течение года
и обучающихся, нуждающихся в
сопровождении
Создание
профессионального В течение года
объединения
педагоговнаставников
(лаборатории,
проблемной группы, творческой
группы и пр.)
Проектировочная деятельность
Разработка и утверждение состава Август, 2023
Совета по реализации программы
Разработка и утверждение планов Сентябрь, 2023
заседаний Совета
Внесение
изменений
в
программы, планы методической
/научно-методической работы по
вопросам наставничества
Планирование тем и сроков
проведения педсоветов /вопросов
педсоветов
по
теме
наставничества
Подготовка технических заданий
для
профессиональных
объединений
педагогов
на
учебный
год
по
вопросам
наставничества
Разработка и утверждение планов
методической
/научнометодической
работы
профессиональных объединений
педагогов на учебный год по
вопросам наставничества
Разработка и утверждение планов
работы педагогов-наставников
Разработка
(подбор)
и
утверждение инструментария для
выявления профессиональных и
образовательных
дефицитов
потенциальных сопровождаемых
Разработка графика /циклограммы
проведения
исследований
образовательных
и
При
необходимости
Совета
Заместитель
руководителя
Совета
Заведующий
ДОУ, Совет
Заведующий
ДОУ
Заместитель
руководителя
Совета
Заместитель
руководителя
Совета, Совет
Август, 2023
Совет
В течение года
Заместитель
руководителя
Совета
Август, 2023
Заместитель
руководителя
Совета
Сентябрь, 2023
Сентябрь, 2023
Педагог –
наставник
Заместитель
руководителя
Совета
В течение года
Совет
1
2
3
4
5
6
1
2
3
профессиональных
дефицитов
потенциальных сопровождаемых
Информационно-консультационная деятельность
Участие
педагогов
в В течение года
Заместитель
конференциях,
форумах,
руководителя
педагогических
чтениях,
Совета
выставках
федерального,
регионального, муниципального и
институционального уровней по
вопросам наставничества
Организация
корпоративных В течение года
Заместитель
семинаров,
круглых
столов,
руководителя
педагогических
чтений,
Совета, Совет
конференций,
выставок,
профессиональных конкурсов и
пр. по вопросам наставничества
для всех членов педагогического
коллектива
Организация
обучения В течение года
Заместитель
наставников,
выявление
и
руководителя
устранение их профессиональных
Совета
дефицитов
Оснащение
методической В течение года
Заместитель
библиотеки
информационными
руководителя
источниками
по
вопросам
Совета
наставничества
Наличие доступа педагогов к В течение года
Заместитель
информационным ресурсам сети
руководителя
Интернет
по
вопросам
Совета, Совет
наставничества
Консультирование педагогов по В течение года
Совет
вопросам, вызывающим у них
профессиональные затруднения в
процессе выполнения функций
наставника
Обобщение и диссеминация опыта
Проведение
педагогических В течение года
Заместитель
советов
по
вопросам
руководителя
наставничества
Совета, Совет
Проведение
заседаний В течение года
Заместитель
методического
/научноруководителя
методического совета по вопросам
Совета, Совет
наставничества
Подготовка
публикаций
по В течение года
Заместитель
вопросам наставничества
4
5
6
1
2
3
4
5
6
Проведение и взаимопосещение В течение года
открытых
мероприятий
по
вопросам наставничества
Проведение мастер-классов по В течение года
вопросам наставничества
Размещение лучших материалов В течение года
из опыта работы наставников в
методической библиотеке
Контрольно-оценочная деятельность
Контроль за выполнением планов В течение года
методической
/научнометодической
работы
профессиональных объединений
по вопросам наставничества
Контроль за выполнением планов В течение года
работы педагогов-наставников
Проведение
мониторинга
профессиональной
готовности
педагогов-наставников
к
выполнению функций наставника
Выявление
динамики
профессиональных
и
образовательных
дефицитов,
сопровождаемых
на
основе
утвержденного инструментария
Изучение
удовлетворенности
участников
образовательных
отношений
системой
наставничества
Проведение
круглого
стола,
совещания по итогам реализации
плана наставничества на год
В течение года
руководителя
Совета, Совет
Заместитель
руководителя
Совета, Совет
Заместитель
руководителя
Совета, Совет
Заместитель
руководителя
Совета
Заместитель
руководителя
Совета, Совет
Заместитель
руководителя
Со-вета
Заместитель
руководителя
Совета.
В течение года
Заместитель
руководителя
Совета, Совет
Май, 2024
Заместитель
руководителя
Совета
Май, 2024
Заместитель
руководителя
Совета, Совет
8. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В результате реализации Программы прогнозируется:
- повышение профессиональной готовности педагогов к выполнению
функций наставников;
- положительная динамика образовательных и профессиональных
дефицитов сопровождаемых;
- увеличение доли педагогов и обучающихся, вовлеченных в различные
формы сопровождения и наставничества;
- повышение удовлетворенности участников образовательных отношений
системой наставничества.
9. ПРИЛОЖЕНИЯ
9.1. Ежегодные планы реализации программы «Наставничество».
9.2. Пакет диагностических материалов.
9.3. График /циклограмма проведения исследований образовательных и
профессиональных дефицитов потенциальных сопровождаемых
9.4. Результаты мониторинговых исследований.