Инновационная деятельность

10.03.2023

Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста

13.03.2023

Среди методик музыкального развития детей раннего возраста система немецкого композитора Карла Орфа занимает важное место.

В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа с названием “Шульверк. Музыка для детей”. Слово “Schulwerk” было создано самим Орфом и обозначает “обучение в действии”. Главный принцип этой педагогики выражен словами Песталоцци: «Каждый узнает лишь то, что сам пробует делать».

Основная цель этой системы – раскрыть в ребёнке творческое начало, которое ему дала природа.

Суть методики заключается в раскрытии музыкальных талантов у детей через импровизацию в музыке и движении.

Главным здесь является не создание музыкальных шедевров для слушателей, а сам творческий процесс, необходимый детям, возможность их самовыражения.

Основная идея Карла Орфа – самостоятельный поиск детьми музыкантов внутри себя через обучение игре на простых музыкальных инструментах, таких как, маракасы, колокольчики, треугольники, ксилофон, металлофон и др.

Детские импровизации на Орф-уроке являются коллективными. Именно эта их способность позволяет каждому ребёнку найти в ней своё место, независимо, от уровня его музыкальных способностей.

Методика Карла Орфа представляет большой интерес благодаря несомненным преимуществам:

• для организации музыкальных занятий не требуется специального музыкального образования педагога;

• система легко сочетается с другими методиками раннего развития детей за счет своей универсальности и экономичности, кроме этого высокая адаптивность к разнообразным национальным условиям позволяет использовать лучшие образцы народной культуры;

• методика Карла Орфа учитывает индивидуальные особенности ребенка и позволяет эффективно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями;

• методика закладывает огромный потенциал для развития детей раннего возраста и дальнейшей творческой деятельности.


Опыт работы по теме представляла:


14.02.2023 года. Открытое педагогическое мероприятие. Музыкальная деятельность в старшей группе с элементами Орф-педагогики. «В королевстве стеклянных звуков» >>>

24 февраля 2022 год. Доклад «Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста», на Ярмарке педагогических идей и новинок в области дошкольного образования.>>>

Доклад Использование элементов системы Карла Орфа .pdf (скачать) (посмотреть)
Презентация Использование элементов системы Карла Орфа .pdf (скачать) (посмотреть)

Воспитание основ духовности и патриотизма средствами праздничной народной культуры у детей дошкольного возраста.

13.03.2023

Феномен праздника состоит в том, что в любом народном празднике воплощены общечеловеческие ценности, нравственный опыт народа, его мировоззрение, понимание труда, морали, человеческих отношений.

Кроме того, праздник требовал, подчёркнуто уважительного отношения людей друг к другу, проявления гостеприимства ко всем, даже незнакомым людям, а также участия всех во всеобщем веселье и праздничной трапезе. Все эти атрибуты праздника содержали в себе высокий воспитательный потенциал для формирования нравственных основ молодого поколения.

Сегодня, воссоздавая в сценарии праздника все обряды и традиции праздничной культуры, педагог дошкольного образовательного учреждения формирует основы нравственной культуры.

В детском саду разработан план интегрированной работы по ознакомлению детей с народной праздничной культурой, в соответствии с традиционным народным календарем.

При выборе праздников, для проведения целенаправленной работы с детьми дошкольного возраста, по приобщению к этнокультуре нами учитывался ряд положений:

·        гармонизация фольклорного материала разных этнокультур;

·        принцип сезонности;

·        ориентир на единую тему, идею, что осуществляет гармонию национальных (специфических) и общечеловеческих элементов культуры.

В процессе подготовки какого-либо народного праздника дети узнают в какое время года проводился праздник, знакомятся с праздничными традициями и обрядами, разучивают народные игры, песни, заклички; знакомятся с музыкальными произведениями и народными музыкальными инструментами.

В ходе проведения праздников дети должны почувствовать всенародность торжества, свою сопричастность к нему. Для этого мы создаем определенные условия, которые заметны во всём: в нарядности персонажей и зала, в особом эмоциональном настрое коллектива, в организации различных видов детской деятельности.

На этнокультурном материале нами разработаны сценарии народных праздников и развлечений, собрана картотека народных игр и забав. Подобран и систематизирован музыкальный репертуар.



Результаты работы по данному направлению:

Проект «С чего начинается Родина» / воспитание основ духовности и патриотизма средствами праздничной народной культуры у детей дошкольного возраста/.

Программа «Родной край» /реализация этнокультурного компонента в основной образовательной программе ДОУ/.

Конспекты воспитательный мероприятий для детей дошкольного возраста. Материалы, которые будут интересны и полезны педагогическому сообществу дошкольного образования представлены в разделе «Методическая копилка» >>>

Проект С чего начинается Родина.pdf (скачать) (посмотреть)
Программа Родной край-1.pdf (скачать) (посмотреть)
Сохранение и поддержка этнических культурных традиций.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти